11 августа 2022, четверг
Областные новости
11.08.2022
Встреча состоялась в рамках визита пензенской делегации во главе с губернатором Олегом Мельниченко в Санкт-Петербург.
10.08.2022
Брифинг с участием министра образования Пензенской области Алексея Комарова и заместителя министра здравоохранения Пензенской области Марины Воробьевой состоялся в среду, 10 августа, 2022 года.
10.08.2022
о бесплатному многоканальному номеру ☎ 8-800-600-00-00 (с 8:30 до 17:30 в рабочие дни) операторы проконсультируют граждан по всем вопросам, касающимся сферы социальной защиты населения

 

Реклама

 

Общение

 

 

 
 

 

Наши друзья

 

"Организатор"  
"Сельская новь"  
"Каменская новь"  
"Сердобские новости"  

 

 

Афиша

 

Календарь

Праздники России

Политика

02.12.2015

Иван Белозерцев о проектном управлении, межведомственном взаимодействии, интеллектуальном ресурсе и кадровом вопросе

Встреча с губернатором Пензенской области И.А. Белозерцевым позволила заглянуть в планы реформирования системы управления в исполнительных органах государственной власти Пензенской области. Речь в интервью идет  об инновациях в управлении, ориентированных на результат.

- Иван Александрович, после выборов наступил момент, с которого на Вас возложена вся полнота ответственности перед Президентом России и жителями Пензенской области за все, что происходит в Вашем регионе. В грядущие пять лет Вам предстоит не только решать актуальные проблемы населения, но и достигать новых целей, направленных на социально-экономическое развитие области. Расскажите, есть ли у Вас план действий?

- Безусловно, есть. Уже верстая предвыборную программу, мы с моими единомышленниками разрабатывали и план действий по ее реализации. Однако, совершенству нет предела, поэтому процесс улучшения работы правительства тормозить не будем. Я и члены правительства открыты для общения и готовы выслушивать предложения на этот счет от всех, кто захочет поделиться конструктивными идеями.

Из новшеств, которые планируется ввести в работу регионального правительства, можно отметить широкое внедрение методов проектного управления в органах государственной власти, что позволит значительно повысить эффективность работы муниципальных и государственных служащих. Пензенская область вошла в число пилотных регионов по внедрению проектного управления в исполнительных органах государственной власти. Это налагает на нас определенную ответственность и стимулирует к активной работе в этом направлении. Нам предстоит провести реформу, направленную на развитие программно-целевых методов управления и формирование системы бюджетирования, ориентированного на результат, чтобы ни один бюджетный рубль не был потрачен впустую.

- А можно рассказать об этом подробнее?

- По сути, нам необходимо осуществить переход к инновационному управлению по мировым стандартам. Основной целью внедрения проектного управления является достижение органами власти запланированных результатов в кратчайшие сроки с высоким качеством через мобилизацию и эффективное использование всех существующих ресурсов. При имеющемся дефиците бюджета, делать это будет непросто, но у нас есть очень важный резерв, не требующий дополнительного финансирования – организационный. Именно его необходимо задействовать по максимуму для повышения эффективности экономики области и перевода ее на инновационный путь развития. Существует множество примеров, когда благодаря переформатированию методов управления, и бизнес, и власть добивались заметного улучшения результатов в своей работе. На такие примеры и будем ориентироваться, внедряя мировой опыт в государственном управлении.

Уже сегодня я вижу так называемые «узкие места» в этой сфере. Из наиболее актуальных вопросов, требующих неотложного решения, я отметил для себя необходимость перехода на качественно новый уровень межведомственного взаимодействия органов власти, как по горизонтали, так и по вертикали. Еще нередки случаи, когда министерства, управления, департаменты, муниципалитеты решают родственные задачи в узковедомственном формате, не прибегая к тесному взаимодействию с другими структурами власти, бизнеса, гражданского общества. Есть некая изолированность в решении тех или иных задач. Преодолеть эти границы и разногласия в контексте планируемых реформ, нам и поможет включение межведомственного взаимодействия в рамки разрабатываемых и реализуемых проектов. Вот это я и называю консолидацией сил общества и власти на решение актуальных проблем и социально-экономическое развитие региона.

- Этот вопрос требует разъяснения.

- Поясню на конкретном примере. Вы наверняка наслышаны о проблемах инвалидов: трудоустройство, обеспечение «доступной среды», организация досуга, учеба, лекарственное обеспечение… Их решением занимаются федеральные, областные и муниципальные власти, общественные организации инвалидов, центры занятости населения, учреждения культуры, образования и здравоохранения, молодежные организации, строители, СМИ… И это далеко не полный перечень тех, кто по службе и доброй воле причастны к этому благому делу. Разные ведомства ведут эту работу в режиме текущей деятельности в соответствии с принятыми программами и другими документами. С 2008 года на эти цели мы уже потратили 66,5 млн. рублей. А буквально недавно в Пензенской области утверждена новая дорожная карта и план мероприятий по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг на 2016–2020 годы. В ее рамках продолжится обеспечение доступности для инвалидов больниц, школ, библиотек, спортивных и других объектов.

Задача проектно-ориентированной системы - объединить и скоординировать усилия государственных, общественных и коммерческих структур, получив от этого синергетический эффект. Кто-то сделает пандус, кто-то оборудует пешеходный переход, кто-то установит лифт для инвалидов-колясочников. Учреждения образования предложат дистанционное интернет-обучение, телекомпании выпустят передачи с сурдопереводом... Все работы по этим проектам нужно координировать из одного центра управления, тогда и картина достигнутого результата получится целостной, а не фрагментарной. Здесь напрашивается сравнение с разобранными и собранными пазлами. Сегодня таких координирующих центров несколько. Основной из них - министерство труда, социальной защиты населения и демографии Пензенской области.

- А ведь это не такая уж и редкость, когда государственные ведомства решают схожие задачи, не пересекаясь друг с другом.

- Критику принимаю. Скорректировать эту ситуацию и призвана проектно-ориентированная система управления, цели в которой достигаются преимущественно через реализацию конкретных проектов, где есть сформированная команда: руководитель-координатор и пофамильно расписаны все участники и заинтересованные стороны. Путем планирования, организации и контроля трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проектно-ориентированная система обеспечивает достижение целей проектов комплексно и в кратчайшие сроки.

За счет использования единых подходов проектного управления повышается и эффективность взаимодействия с подрядными организациями, привлекаемыми органами исполнительной власти к реализации проектов. Ответственные исполнители могут работать в разных министерствах и ведомствах, на разных должностях, но включение в проектную команду обязывает их подчиняться координатору и качественно выполнять порученную работу.

- А разберутся ли министры, кто несет ответственность за реализацию межведомственного проекта?

- Каждое министерство и ведомство разрабатывает свои проекты в рамках принятых госпрограмм и направлений деятельности. Мы закрепили это положение в постановлении правительства Пензенской области «Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области».

 Главный и ответственный за успешную реализацию тот, кто инициировал и разработал проект. А вот необходимых специалистов, если потребуется, руководитель проекта сможет привлекать из других ведомств. Но в большей степени в проекты необходимо привлекать не столько государственных служащих, сколько представителей других заинтересованных сторон: бизнес-структур, общественных организаций, политических партий, научных организаций, представителей органов местного самоуправления, депутатов, средства массовой информации и т.д., что будет способствовать развитию государственно-частного партнерства. В этой связи всем участникам этого процесса рекомендую изучить принятый в июле этого года Федеральный Закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации". Там все очень подробно расписано.

- А в чем новизна? Программы по господдержке предпринимательства существуют давно. Это и есть государственно-частное партнерство. Предприниматель защищает проект, ему выделяют деньги и он работает.

- Выделяя предпринимателю средства, государство закрепляет за собой право контроля за их целевым использованием, но как партнер, вложивший в проект деньги, участия в управлении проектом не принимает. Такой подход не исключает случаев не эффективного использования субсидий. Деньги выделили, а новые рабочие места не создаются, налоги в казну не платятся, зарплата у сотрудников серая. А некоторые и вовсе тратят гранты на личные нужды. Штрафные санкции за это предусмотрены, но нам нужны не штрафы и не судебные разбирательства, а конкретные дела и рост экономики. Поэтому пора научиться разговаривать с бизнесом на их языке: «Государство дало тебе деньги – выполни то, что обещал по договору: создай новые рабочие места, плати налоги и белую зарплату сотрудникам».

Допускаю, что бывают случаи, когда бизнесмен «хотел сделать, как лучше, а получилось, как всегда». Купил станок по лизингу, начал выпускать продукцию, а ее никто не покупает. Вроде и товар нужный, но предприниматель с «золотыми руками» просто не умеет продавать. Деньги потрачены, фирма разоряется, а виновных нет. При проектном управлении вина за это должна ложиться и на куратора проекта от власти: вовремя не увидел, вовремя не подсказал и вовремя не помог. А может и средства не тому предпринимателю выдали.

- И как минимизировать такие риски?

- Давайте рассмотрим реальную ситуацию. Сегодня в Пензенской области действует госпрограмма «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014–2020 годы». В ее рамках субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма оказывается государственная поддержка до 300,0 тыс. рублей на один проект. Субсидируются затраты на приобретение сырья, материалов и инструментов, необходимых для производства изделий народных художественных промыслов.

Курирует эту программу министерство промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области. Но ведь художественные промыслы – это сфера культуры, а бизнес этот, как правило, ведется в сельской местности. Значит, в число сторон, заинтересованных в успешной реализации этих проектов, должны быть включены и представители управления культуры и архива, и министерства сельского хозяйства, в чье ведение входит развитие сельского туризма, а может и министерства образования, если создать мастерскую при школе. Не должны оставаться в стороне и муниципальные органы власти, и поселковые советы, на чьей территории работают предприниматели и платят налоги. Все эти ведомства должны не только требовать пополнения бюджета, но и помогать предпринимателям.

Согласить, старый подход не предусматривает такой помощи и комплексного взаимодействия выше названных структур. Хотя в какие-то моменты их интересы пересекаются, и они объединяют усилия. При новом подходе межведомственное взаимодействие – это элемент системной работы.

- Но не возникнет ли здесь ситуация, когда у семи нянек дитя без глазу останется?

- Здесь я бы применил другую поговорку: «Ручьи сольются — река, люди соединятся — сила». Государство выступает в качестве партнера, а не няньки.

- Давайте рассмотрим конкретный пример по художественным промыслам, о которых Вы упомянули.

- Давайте. Согласно старому подходу, защитив свои проекты, один предприниматель получит деньги на приобретение тканей и швейных машин, другой на покупку деревообрабатывающего оборудования, третий еще на что-нибудь… И каждый из них займется своим делом. Государство только контролирует целевое использование выделенных средств. Такие взаимоотношения, вряд ли можно назвать партнерством.

Но наша цель глобальная – развитие всех видов художественных промыслов, которые есть в Пензенской области. Поэтому мы должны постоянно держать в поле зрения каждый из защищенных проектов и управлять всем портфелем проектов в совокупности. Проектное управление, как правило, предусматривает кластерный подход. В случае с художественными промыслами предпринимателей обязательно нужно включать в цепочки: поставка сырья, производство товаров, сбыт. Уже на стадии разработки эти позиции должны быть включены в план реализации проекта в виде соглашений о намерениях с поставщиками сырья и торговыми точками. Это очень важно. Главная просьба, которая звучала и звучит во время моих встреч с предпринимателями: «Помогите наладить сбыт продукции!!!». Именно в этом им нужна помощь, в том числе от государства.

Поэтому управляя проектами, нужно предусматривать подключение к их реализации разных заинтересованных сторон, даже тех, кто напрямую не участвует в них. В нашем случае - торговых организаций, туристических фирм, санаториев и домов отдыха… В одиночку предпринимателю сложно охватить столь разные направления бизнеса. Да и не нужно. Лишь встроившись в эту цепочку можно рассчитывать на успех.

В этом проекте целесообразно участие специалистов управления культуры и архива Пензенской области, в чьем ведении находится сфера художественных промыслов и туризма, а также представителей районных администраций и сельских советов, где этих предпринимателей знают.

- Нередко гражданское общество критикует власть в некомпетентном подходе к принятию некоторых решений. Что Вы можете ответить на это?

- Огульную критику не принимаю. Тем, кто так говорит, готов предложить поработать в одном из сельских районов. Конечно, при наличии у него соответствующего образования и компетенций. Не буду скрывать. У нас есть кадровые проблемы, особенно в сельских муниципальных образованиях. Высококлассные специалисты уезжают оттуда в город. И это не секрет. Есть и другая проблема. Численный состав муниципальных администраций ограничен, а спектр вопросов и проблем, который им приходится решать, значительно шире штатного расписания. Строительство, ЖКХ, культура, здравоохранение, образование, сельское хозяйство, промышленность... И каждое из этих направлений включает в себя десятки других. Возьмем хотя бы сельское хозяйство: животноводство, растениеводство, птицеводство, рыбоводство… Все эти вопросы требуют высокого уровня специальных знаний. Где взять таких многопрофильных специалистов?

- Вы оправдываете их некомпетентность?

- Ни в коем случае. Говорю о реальном положении дел и хочу подсказать выход из ситуации кадрового голода, как его вижу я.

В период предвыборной кампании многие предлагали и сейчас предлагают мне свою помощь и поддержку в реализации новых планов, проектов и программ, направленных на улучшение жизни в Пензенской области. Я благодарен им за это. Считаю, что такое искреннее желание участвовать в решении общих задач, должно только приветствоваться и поощряться на всех уровнях государственной власти. Среди них есть много высококлассных специалистов из разных сфер деятельности: агрономов, строителей, учителей, работников культуры, врачей, общественников, предпринимателей… Все они эксперты разного профиля. Концентрация таких мыслящих людей, способных разрабатывать и продвигать востребованные обществом идеи, это важный интеллектуальный ресурс для тех, кто принимает важные законодательные или исполнительные решения. И его нужно использовать. Объединение интеллектуального ресурса и социального взаимодействия позволит сломать перегородки между представителями различных профессий и направить усилия на решение разноплановых проблем.

С целью снижения социальных рисков при принятии политических и экономических решений в своей работе я намерен активно включать их в процесс обсуждения ключевых социально-экономических проблем региона и совместно вырабатывать пути их решения. Мы сформируем экспертное сообщество, в рамках которого активные граждане смогут стать внешними экспертами на своем уровне опыта, знаний и компетенций при обсуждении насущных вопросов нашей жизни.

Каждому будет предоставлена возможность высказать свою точку зрения, дать рекомендации по обсуждаемым вопросам, принять участие в разработке и экспертизе региональных проектов и программ, направленных на развитие региона. Обобщенное мнение, представляющее консолидированную позицию всех экспертов, будет учитываться при подготовке и принятии итоговых решений.

Такой подход можно назвать общенародным обсуждением, но я бы назвал его общественной экспертизой. Много раз говорил об этом и повторю еще раз. Власть должна знать о проблемах людей и их мнение по общественно значимым вопросам из первых уст, чтобы принимать правильные решения. Требую, чтобы все государственные и муниципальные служащие непосредственно общались с гражданами, знали, чем они живут и помогали им сделать эту жизнь лучше. Подчеркиваю. Не делать за них, а помогать им в этом. Мы не должны культивировать иждивенчество. Для этого людей необходимо вовлекать в процессы управления территориями и решения проблем собственными силами.

- Чиновники часто используют в своих выступлениях понятие гражданское общество. На Ваш взгляд, что это такое?

- Для меня это активные неравнодушные люди, которые отстаивают не только свои личные интересы, но и интересы всех, кто живет рядом с ними: соседей, односельчан, жителей района, города, области, а, в конечном счете, страны.

Гражданское общество - это тот человеческий капитал, который необходимо вовлекать в процесс управления государством на всех уровнях власти. Среди них наверняка есть высококлассные специалисты в разных сферах деятельности, которые могут давать дельные советы.

- Это действительно вариант смягчения проблемы кадрового дефицита.

 - Скажу больше. Эти люди, еще и кадровый резерв для органов власти. Их нужно привлекать к разработке проектов, обсуждать с ними насущные проблемы, советоваться по разным вопросам, касающимся как жителей отдельных населенных пунктов, так и всей области. В том числе, дистанционно. Если сегодня с помощью Интернет можно учиться, проводить сеансы видеоконференцсвязи и даже проводить хирургические операции, почему нам не использовать интернет-ресурсы для эффективного управления территориями.

Это касается и острой нехватки на муниципальном уровне квалифицированных кадров, имеющих практику проектного управления и способных самостоятельно разрабатывать проекты. Учитывая это обстоятельство, возникает необходимость разработки и трансляции готовых типовых проектов и методик на муниципальный уровень, в том числе для создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций.

Подводя итог нашему разговору, хочу сказать, что функции и мышление государственного служащего пора переформатировать и сделать из него не контролера, а сотрудника, который реальными делами помогает бизнесу наполнять бюджет региона, муниципалитета, города и поселка. Ведь государство, оказывая помощь бизнесу, рассчитывает, что вложенные средства вернутся в казну в виде налогов и новых рабочих мест.

- И последний вопрос. Какую роль в проектном управлении Вы отводите средствам массовой информации?

- Средства массовой информации должны стать обязательными и участниками каждого проекта. Они являются одним из механизмов формирования принятия решений, контроля и обратной связи с жителями области. Все проекты должны быть замкнуты на СМИ.

Успешная реализация государственных проектов и программ во многом зависит от их поддержки со стороны гражданского общества. Чтобы получить эту поддержку, население должно быть проинформировано о проектах. Многие положения программ и проектов требуют не только доведения их до населения, но и разъяснения. Тогда люди смогут сформировать свое отношение к ним. По публикациям в газетах и трансляциям на телевидении можно определить актуальность тех или иных проектов и остроту проблем, на решение которых они направлены. Помимо этого, СМИ могут создавать атмосферу заинтересованности в успешной реализации проектов и способствовать вовлечению граждан в процессы их реализации и контроля. И напротив, закрытость данной информации может оказать негативное влияние на ход реализации проектов.

Как показывает практика, закрытость информации – это путь к злоупотреблениям и коррупции при распределении и освоении бюджетных средств, направленных на финансирование госпрограмм.

Таким образом, СМИ призваны внести прозрачность и усилить общественный контроль за использованием и освоением бюджетных средств.

Особый интерес население проявляет к социальным проектам, так как они направлены на решение проблем непосредственно касающихся определенных целевых групп, а косвенно, и всего гражданского общества. Именно поэтому социальные проекты находятся под пристальным вниманием журналистов. Частота освещения той или иной проблемы в СМИ служит индикатором актуальности проекта, который направлен на ее решение: если проблема волнует людей, о ней пишут чаще. И, соответственно, чем чаще в контексте этих публикаций упоминаются ссылки на выступления государственных служащих, тем большее внимание решению проблемы уделяется на государственном уровне.

- Спасибо за интервью. Надеюсь, у этой темы будет продолжение, и мы вернемся к ней еще.


Последние новости