26 апреля 2024, пятница

 

Реклама

 

Общение

 

 

 
 

 

Наши друзья

 

"Организатор"  
"Сельская новь"  
"Каменская новь"  
"Сердобские новости"  

 

 

Афиша

 

Последний выпуск газеты

Свежий номер газеты в формате PDF. Всего 30 рублей!!! Оплачивай, скачивай, читай!

 

 

 

Календарь

Праздники России

Музей журналистики

19.11.2014

Вместе с Робинзонами по Крыму Московии

Несколько лет назад мы подготовили по материалам газеты для программы «Робинзоны» сценарий экспедиции по Бековскому району. Фильм Павла Прохоренкова имел успех на пензенском телевидении, но многие бековчане, к сожалению, посмотреть его не смогли. Возможность смотреть региональные программы есть не у всех. Сегодня мы предлагаем вам пройтись по страницам этого сценария и убедиться, как интересна и многогранна история нашего края.

 

Часть I Картина первая. Отвальная!

Группа молодых людей с рюкзаками за плечами «грузится» в микроавтобус на станции «Пенза-1». За окном мелькают привычные пейзажи среднерусской полосы.

Кто-то берет гитару, и веселая компания, прекратив балагурить, подпевает солисту «Там, где змея не проползет, и не найдет дорогу птица, турист всегда тропу найдет, и ничего с ним не случится!»

- Куда путь держим, робинзоны? - спрашивает водитель.

- Рули на Беково, шеф!

Историческая справка.

Бековский район образован 28 июля 1928 года из Пяшинской и Бековской волостей. Расположен на юго-западе Пензенской области. Занимает площадь 1000 квадратных километров. Население около 17 тысяч человек, по национальному составу 96 % - русские, 1,4% - мордва, чуть больше одного процента – татары.

Одна часть района лежит в пойме и надпойменной террасе Хопра, другая часть расположена на среднерусской платовой возвышенной равнине.

В почвах преобладают выщелоченный и типичный черноземы, образцы которых хранятся в Парижском центре стандартизации и метрологии. Леса занимают около 10% территории. В них произрастают дуб, липа, сосна, береза.

За красоту и умеренный климат эти места называют «Крымом Московии» и жемчужиной Пензенской области. Но главной достопримечательностью Бековского края являются сады, славящиеся ароматной Антоновкой, сочной Мельбой, лежким Спартаком и другими отменными сортами яблок. Отражая историческую справедливость, активисты разработали символы и штандарты по всем правилам геральдики. На гербе и флаге района четыре яблока, в перекрестье которых нежный цветок.

Центром района является поселок городского типа Беково, который находится в 160 километрах от Пензы. Добраться до него можно по Тамбовско-Саратовской ветке маршруткой, автобусом или на такси. Впрочем, можно и на велосипеде – только времени потребуется не два часа, а двое суток.

Ближайший крупный железнодорожный узел – Ртищево. До станции – 40 километров по асфальтированной дороге. Литер, как называли бековчане поезд Беково-Ртищево, по этой ветке больше не ходит. Маршрут стал экономически невыгодным.

Картина вторая. Ознакомительная

Группа тех же ребят осматривает гору Шихан.

– Откуда среди степей, в центре равнины такие холмы? Для местного ландшафта они не характерны.

- Смотри, да здесь побывали и «черные археологи?!»

Увы! Секрет странной горы пытаются разгадать ученые и кладоискатели. Легенда о несметных сокровищах Шихана влечет охотников за наживой.

В 60-е годы народ охватила «золотая лихорадка». Вандалы изрыли все окрестности, не пощадив даже кладбища у подножия горы. Здесь сохранились мраморные склепы, в которых были похоронены состоятельные бековчане.

Историк-краевед Раиса Налетова рассказывает.

- Существует легенда о том, как появилась гора. Считается, что холм насыпан в XIV веке. По преданию, здесь была ставка монгольского хана Сумбеки, который накопил несметные богатства. Но эти территории приглянулись другому хану, и началась между ними страшная междоусобица. В кровопролитном побоище полегла уйма народа с обеих сторон. Победил пришлый воитель, но в битве он потерял своего любимого сына Ши. Убитый горем отец повелел похоронить юношу с почестями, а в память о нем насыпать над могилой высокий курган. Ветры принесли сюда семена деревьев, склоны холма поросли лесом.

В 1809 году Беково перешло во владение к разбогатевшим на винных откупах помещикам Устиновым. Профессор Евгений Максимов в книге «Усадьба Устиновых в Беково» отмечает, что легенда связывает первоначальное накопление их капитала с кладом.

Любопытен факт, что при строительстве школы в конце XIX века был найден кувшин, наполненный монетами с изображением полумесяца.

Устиновы были людьми прогрессивными, один из сыновей помещика – Адриан – построил на Шихане кумысолечебницу, куда приезжали поправлять здоровье даже из Германии и Швеции (есть фото). На Шихан провели деревянный водопровод, который качал воду в фонтан – каменную шестирукую наяду, державшую в каждой по лилии. Из них били струи воды.

До недавнего времени на вершине горы лежал огромный камень. Старожилы говорили, он и являлся теми самыми «остатками былой роскоши». Теперь «каменная русалка» ушла в землю и унесла с собой все тайны.

Наверное, их можно разгадать, если сантиметр за сантиметром снять двадцатиметровый слой земляной насыпи. Но стоит ли овчинка выделки? Если там ничего нет, нас ждет великое разочарование. Все-таки легенда о золоте хана Ши лучше, чем мифические богатства.

Картина третья. Историческая

От вида на поселок с его верхних точек захватывает дух. Панорама живописных окрестностей впечатляет.

Остановка у скромного двухэтажного здания. Белая гостиница, построенная в 1902 году. У входа в историко-краеведческий музей  привлекает внимание орудийный ствол.

«Забил снаряд я в пушку туго! – уже почти срывается с губ, хочется прикоснуться к стволу. – А ведь это реликвия, братцы!»

- Да, это полевая пушка образца 1902 года, знаменитая трехдюймовка, - поясняет заведующая музеем Елена Паршина. – Она использовалась еще в первую мировую и гражданскую войны. Находилась на вооружении армии в 1941-42 годах.

А между тем в музее посетителей ждет много интересного, и буквально с порога они окунаются в древний и самобытный мир.

Откуда пошло название поселка?

Существует несколько версий.

1. Беково – Беглово. Крестьяне бежали от произвола помещиков в окрестные леса.

2. В 1723 году Яков Бибиков продал землю своих братьев Козьмы и Кондратия за 200 рублей сподвижнику Петра I князю  Александру Бековичу-Черкасскому (или Александру Бековичу Черкасскому?), который перевез сюда крестьян из Суздальского, Муромского, Московского, Дмитриевского, Коломенского, Переяслав-Рязанского и Керенского уездов, а потом переименовал село Никольское (Озеры) в Беково.

Огромную работу проделала Ольга Ивановна Апухтина, стоявшая у истоков создания музея, по сбору фондов. Материалы из Саратовского областного музея краеведения, архивов губернского земства,  документальные рукописи легли в основу огромной исследовательской работы.

Теперь мы знаем, что по вторым ревизским сказкам 1743-1747 годов в Беково насчитывалось 392 двора, а по третьим - на территории жили 431 мужчина и 450 женщин.

По спискам населенных пунктов Саратовской губернии в 1862 году в Бекове проживали 763 мужчины и 1035 женщин. В 1913-ом численность населения составляла 3500, в 1968-ом - 4200 человек.

Валентина Наткина (в прошлом сотрудник музея и библиотекарь) считает, что история, в том числе и история родного края, как любая наука, любит точность.

- Что? Кто? Где? Когда? На эти вопросы мы должны ответить, изучая те или иные предметы или события. В отличие от других наук, история не даёт готовых решений, но тем и интересна, что заставляет думать, предполагать, искать объяснения, спорить. Есть, конечно, в истории вещи неоспоримые, давно доказанные. Даты, например.

На многие вопросы истории краеведения помогают ответить палеонтологические и археологические находки. В бековском музее есть предметы, повествующие о том, что 100 млн. лет назад место, где раскинулся Бековский район (как, впрочем, и вся западная часть Пензенской области) было морем. 250 тыс. лет назад всё было погребено под двухкилометровым ледником.

Древние находки рассказывают, какой был климат, какая растительность, какие животные обитали тысячи лет назад.

Да, скифы мы?

Кто они, наши древние предки? Откуда пришли? Чем занимались?

«Отец истории» Геродот писал: «... Письмена ведут образ жизни, какой указала им природа страны...»

Ход событий постепенно подчиняется природным условиям. Южные степные места России по течению больших рек издавна населялись казацкими толпами, которые, с одной стороны, служили пограничной стражею, с другой - признавали только на словах зависимость от государства, а на деле нередко враждовали с ним.

Реки служили проводниками первому народонаселению, по ним селились племена, на них строились первые города.

В русле Хопра люди появились во времена каменного века 15-40 тыс. лет назад (Полубояров М.С., Бульин И.П.) Их было немного и потому следов обитания почти не сохранилось.

В музее хранится каменный топор первобытного человека. А в 2005 году сюда передали вещицу, найденную при закладке фундамента дома в с. Волынщино, которая наводит на интересные размышления. На них и строит гипотезы Валентина Ивановна.

Версия первая - эта штучка принадлежит какому-то потомку казанского или астраханского царства. Потому что эмблема Астраханского царства волк (пёс) в короне. Зверь, изображённый здесь, пожалуй, похож на волка, но нет короны. Но морда зверя, выполненная в виде человеческого лица, вполне азиатская.

Из исторической литературы известно, что со времен казанского и астраханского походов Ивана Грозного, «Дикое поле» (так называли место, куда входил наш край) Москва считала принадлежащей России. Но у Крымского хана на это существовала своя точка зрения. Потомки Чингисхана, не желая мириться с новой исторической действительностью, поощряли грабительские набеги монголов, кочевых и полукочевых племён, живущих в Приазовье и на Кубани. Кубань слыла крымским Доном. Все эти сыновья, внуки, племянники, родственники хана громко именовали себя салтанами на манер турецких султанов. Салтан, султан в переводе на русский означает царь. Для поддержания своего «великолепия» они постоянно нуждались в деньгах и организовывали грабительские набеги на русские окраины. Брали людей в плен, затем продавали на анапских рынках. На Руси существовал даже особый налог - полонные деньги – для выкупа оказавшихся в неволе. Если Стенька Разин ходил за «зипунами» в Персию, почему бы кубанскому салтану не сходить за оными в какую-нибудь Пензию, Озёры на Хопёр?

Русским государям было хорошо известно: пока за спиной кубанцев стоит крымский хан, а у того Турция, юго-восточные окраины России будут пустовать. Сколько не нарезай в Диком поле угодий дворянам и черносотенным крестьянам, все они окажутся в трюмах кораблей работорговцев (Полубояров М.С.)

Ещё при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) стали строиться засеки, города-крепости. Но степь широка и крымцы с кубанцами продолжали наведываться и грабить под Саратов, Пензу, Тамбов. В 1695 году на Саратовский край напали кочевники, предав огню окраины Саратова. В степи хозяйничали ногайцы. Стоп! Может быть, эта штучка является украшением поясного набора ногайца?

Читаем: в XVI- начале XVII веков на берегах реки Сердобы, а затем и на реке Хопёр хозяйничали ногайцы, основным мирным занятием которых было сезонное скотоводство. По весне они пригоняли табун лошадей, пасли их, продавали в Рязани, Владимире и Москве, а поздней осенью, грохоча копытами, кони мчались на юг.

Может, первые поселения на Хопре - ногайцев, которые не захотели больше кочевать. И найденная вещица является  частью поясного набора ногайского мужчины.

Интересно, поясу, как предмету мужского туалета, до сих пор уделяется большое внимание.

Историческая справка.

Еще на папирусных свитках сохранились интересные данные о том, что в византийском войске пояса подразделялись на два вида: простые, выдававшиеся пешим воинам, и «болгарские», предназначенные для конницы.

Возможно, с ними связывались какие-то символические языческие обряды, ибо перед причастием каждому воину полагалось снимать пояс.

Все эти изыскания позволили Валентине Наткиной выстроить ещё одну версию. Может быть, вещица принадлежала скифскому воину? Как часть поясного набора, или украшения на плечах. Некоторые исследователи считали скифов потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся, начиная с XIV века до нашей эры, с территории Поволжья на Запад.

По сведениям Геродота, господствующими были скифы царские, жившие в степях между Днепром и Доном. Скифы оставили неизгладимый отпечаток в истории. Их успехи в развитии экономики, ремесел, земледелии и военные дела оказали значительное влияние на историю и культуру последующих народов юга России. Искусство скифов представляет собой одну из самых ярких областей художественной культуры, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле.

После себя скифы оставили грандиозные курганы (захоронения), достигавшие в высоту более 20 метров. В них были погребены цари и их дружины. Аристократию хоронили вместе с жёнами или наложницами, слугами, арбами и лошадьми. Воинов хоронили с оружием. Короткие мечи-акинаки, кстати, несколько образцов есть в Бековском краеведческом музее, имеющие отличительную деталь - место соединения клинка с рукояткой выполнено в форме сердечка. Найдены эти мечи в разное время разными людьми, но примерно в одном направлении, где найдена эта штучка. Талантливые люди, поэты, например, имеют дар предвидения. Может быть, слова Блока: «Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами...» относятся и к нам?

Картина четвертая. Познавательная

Украшением Беково до сих пор является дворянская усадьба Устиновых.

Какой отзвенел уже век его?

Ветер какой прошел?

Стоит средь равнины

Беково,

Одно из российских сел.

...Готический замок Устиновых

Венчает антенны крест…

В процветавшем некогда имении располагается пансионат для ветеранов войны и труда. Под сводами «спального корпуса» гулко отдаются голоса нынешних его обитателей. Мы не можем слышать тех, кому когда-то довелось здесь бывать или посещать проездом. А если бы могли, то в сонме голосов современников бековского помещика, водившего дружбу со многими известными людьми, услышали бы голос Александра Сергеевича. Ну, да, конечно, Пушкина!

Исследователи творчества великого поэта так и не пришли к единому мнению: был поэт в наших местах или не был? Но тоненькая ниточка к Пушкину дает нам надежду погреться в лучах немеркнущей славы «солнца русской поэзии».

В сентябре 1833 года Александр Сергеевич писал жене из Оренбурга, куда ездил изучать историю пугачевского бунта, что «обратно поедет через Саратов и Пензу». Поэт ехал инкогнито, и только его графический дневник, который он вел во время путешествия, немного приоткрыл завесу тайны.

Хочется думать, что впечатления от Беково отразились и в пушкинских произведениях. В образе поэта Чарского («Египетские ночи») сквозят черты облика Адриана Устинова. Он очень подробно описал его внешний вид, в котором встретил поэта хозяин усадьбы: парчовую хохлатую скуфейку, золотистый китайский халат, опоясанный турецкой шалью…

Этот лейтмотив продолжается в материалах II Боголюбовских чтений (в редакции имеются копии работ саратовских исследователей).

Назад, в прошлое
Готическая башенка, узкие зарешеченные окна, балкон, выходящий в парк… Двести лет назад в этом доме жили разбогатевшие на винных откупах Устиновы, вышедшие в дворяне из купеческого сословия. 
Этой семье было суждено положить краеугольный камень в развитие края. Адриан Михайлович Устинов оставил службу в коллегии иностранных дел в 1828 году и поселился в своем богатом имении Бекове. 
По воспоминанию современников, был он человеком милым и привлекательным, который интересовался всеми вопросами дня, и философскими, и политическими. Адриан увлекался музыкой, любил играть на виолончели, с жаром спорил о новейших литературных произведениях.
Будучи человеком деятельным, Устинов нашел себе занятие «в обители трудов и чистых нег»: он переплел семейные бумаги в 42 тисненых кожаных тома, к каждому написал аннотации и оглавления.
Тайны готического замка
«Дворянское гнездо» Устиновых хранит много тайн, и одна из них связана с именем великого русского поэта. Был ли Пушкин в Бекове? И почему возникла эта версия?
Знакомство семейств у литературоведов сомнений не вызывает. В середине 20-х годов XIX века в петербургском доме Устиновых на Фонтанке жили родители Пушкина – Сергей Львович и Надежда Осиповна. Вернувшийся из ссылки поэт встречался здесь с Дельвигом, Норовым, Анной Петровной Керн и другими людьми из так называемого общего круга. 
Характеризуя своих знакомых, вдова поэта Дельвига, поселившаяся в тамбовском имении, пишет: «Два или три семейства, приезжающих собственно к нам, доставляют нам иногда приятные дни. Это наши знакомые – семейство Устиновых, муж и жена, прекрасные люди, Кривцов…»
Николай Иванович Кривцов, сосед Устиновых, известен своим вольнодумством, и отец упрекает сына: «Подивился я разным связям твоим к совершенному стыду твоему и безрассудности». На что Адриан ответил: «…не только не стыжусь, но и радуюсь моими связями и не только теперь, но даже и в молодости моей не имел ни единой связи, которой бы мог стыдиться».
В документах Устинова литературоведы обнаружили листок, на котором был начертан адрес: «На Арбате дом Хитровой А.П.». Чуть ниже Адриан Михайлович Устинов подписал на французском языке: «Рука поэта Пушкина. Адрес, набросанный им самим в нашем большом доме на Воздвиженке, однажды вечером, в большой зале, во время моего отъезда в Саратов. Пушкин был тогда женихом».
По некоторым версиям, судьбоносная встреча произошла в феврале 1831 года. Поэт решил послать Кривцову, с которым был знаком с юности, поэму «Борис Годунов»: «Посылаю тебе, милый друг, любимое мое сочинение. Ты некогда баловал первые мои опыты – будь благосклонен и к произведениям более зрелым…»
Тропинка к Пушкину
Друзья встретились осенью 1933 года. И не где-нибудь, а в имении бековского помещика. Пушкин возвращался из путешествия по пугачевским местам. Из Оренбурга Александр Сергеевич писал жене, что обратно поедет через Саратов и Пензу. Поэт ехал инкогнито и все свои впечатления «излагал» в ребусном жанре. Исследователь А.М. Эфрос предлагает ключ к разгадке дорожной композиции, в центре которой портреты молодой женщины и немолодого крестьянина. По всей видимости, это Емельян Пугачев и его жена Устинья. По кофте женщины проходит надпись «Пушкин – Никшуп». Некое созвучие имен, звуковая игра, тайнопись. Ведь в рисунках угадывается и друг Пушкина – Кривцов: широкоплечий, мужественный облик, жесткая складка рта, умный проницательный взгляд, и, как символ, якобинский колпак – знак вольнодумства. 
А кто рядом с ним? Узкий овал лица, широкие скошенные брови, горбинка носа, меланхоличность выражения. Изображенный на портрете курит трубку. Под его левой ноздрею видно темное пятнышко. К правой щеке он прижимает зубную подушечку. 
Известно, что бековский помещик очень страдал зубами. 12 мая 1833 года он сообщает отцу: «Вчера после обеда заболел у меня зуб на правой щеке. Сегодня показалась опухоль; не знаю, чем кончится, только с трудом оканчиваю письмо». Такие записи о болезни можно проследить, по крайней мере, до 21 сентября 1834 года. Видимо, Пушкин делал набросок с натуры.
Кривцов в плаще. Значит, он гость. Человек с трубкой в скуфейке, одет по-домашнему. Значит, хозяин. А Устинов находился в это время в Бекове, где, возможно, и принимал Пушкина.
Предположения подтверждают пейзажные зарисовки поэта, сделанные по впечатлениям от путешествия. На одной из них господский дом, расположенный низко у реки, справа церковь с колокольнею. Перед домом – залив и коса, одинокое дерево.
«При том сказать надо, - пишет Адриан Михайлович, что Беково лежит весьма на низком месте и на болоте…»
Впечатления от этой поездки нашли отражение в произведениях. Участник II Боголюбовских чтений  Л.А. Караваль предполагает, что в первоначальном варианте «Египетских ночей» Пушкин наделил Андрея Бураевского чертами Адриана Устинова: «Ему не было еще и 30 лет; дядя его, саратовский откупщик, оставил ему хорошее имение. Каждые два года службы приносили ему чины».
Поэтический склад характера героя сочетается с некоторой скрупулезностью в делах, в убранстве кабинета. Таков был и хозяин бековской усадьбы. «…Исполнение я все-таки проведу основательное, а не с бух да барах», - сообщал Адриан Михайлович друзьям в 1830 году, когда затеял перестройку своего имения.
Облик Бураевского тоже навевает определенные мысли: «В хохлатой парчовой скуфейке, в золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью». Не эту ли скуфейку изобразил Пушкин на рисунке, относящемся к его путешествию инкогнито?
Владелец деревенской усадьбы был хлебосолен. Для именитых гостей в Бекове устраивались фейерверки. И, может быть, внося поздние правки в повесть «Дубровский», написанную до поездки по пугачевским местам, поэт отразил свои впечатления от этого удивительного зрелища в Бекове, показав его глазами Марьи Кирилловны Троекуровой, посетившей имение князя Верейского, Арбатово: «Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали».
Сегодня уже никто не скажет точно, был ли Пушкин в Бекове. Событие сокрыто флером времени и тайны. А тайны всегда волнуют…

Часть II

Картина пятая. Православная.


- А не попить ли нам чайку, ребята?

Кто-то вынимает из рюкзака пачку рафинада.

- Гляди-ка, заморский продукт…

- А убери-ка ты его с глаз подальше.

Акцент на заводской трубе. Бековский сахарный завод.

Это старейшее предприятие района. Строительство завода началось в 1933-ем, а через три года состоялась «горячая проба». Мощности завода позволяют вырабатывать до 40% всего сурского сахара. Чтобы быстро пустить завод, в Беково взорвали Покровскую церковь, а кирпичи использовали на строительстве. Спустя годы внуки возвратили потомкам долг своих дедов.

На перекрестке двух дорог выросла красавица-церковь. Краеугольный камень храма Николая Чудотворца был заложен в Вертуновке в 2006 году. Сегодня  это самый красивый храм веры.

Бековский край – сторона патриархальная. Люди здесь воспитываются в православных традициях. Большой отклик нашла в сердцах простых граждан акция «Восстановим всем миром». Старинная церковь Введения Богородицы во Храм в селе Хованщино - это памятник истории и культуры. Многое здесь уже сделано, и предстоит немало, но иерей обители о. Игорь(Брагин) считает, что с Божьей помощью одолеет всё.

А в Пяше инициативу взял в свои руки Владимир Ульянов.

- Что лично меня подвигло на богоугодной дело? Захотелось в память о наших предках, которые тут жили, землю пахали, в церковь по праздникам ходили, построить храм, чтобы каждый по душевной потребности мог поставить свечку за здравие, заказать обедню, исповедаться.

Сегодня трудно представить, что здесь был когда-то обветшавший магазин райпотребсоюза. Здание отремонтировали, установили колокольню. У нас есть старые фотографии Покровской церкви, разрушенной в 1933-ем. Если бы мы могли восстановить хотя бы частичку того величия, может, тогда прекратилась бы разруха в наших головах?

Деревенская улица. Жарко.

- Не найдется ли у вас стакана воды, чтобы освежиться? – спрашивает у местных старушек член экспедиции «Робинзоны».

Бабушки с готовностью подают запотевший кувшин.

- А у нас, милок, вся вода в Пяше святая.

- Как это?

- А ты про Явленный слыхал?

- Ну-у-у…

- Каптаж, из которого по трубам вода в село подается, на целебном источнике стоит.

- А как доехать?

- А как из Пяши будешь выезжать, за околицей сверни налево, а там дорожка сама к роднику приведет.

Скрытая до поры небольшим лесочком, она вдруг явилась на взгорке во всей красе, играя на солнце теплым цветом свежеструганных, ладно подогнанных друг к другу бревен, пропитанных специальным раствором, чтобы подольше сохранить для людей красоту рукотворную, защитить от непогоды и нечаянной беды.

Черепичную крышу часовенки венчает купол с пронзающим синюю высь крестом. Словно пасхальное яйцо на изумрудной зелени травы, умытой прохладными утренними росами.

Место это всегда было особенным для жителей окрестных деревень. Долгое время не зарастала народная тропа к родникам. Из Ивановки и Пяши, Никольского и Гранков шли сюда люди, чтобы прикоснуться к тайне.

Пацаны исследовали здесь каждую кочку, надеясь найти заветные камушки с ликом Богородицы. Старики рассказывали, что в конце тридцатых годов прошлого века, в аккурат перед страшным народным бедствием - войной, Богородица являла свой лик светлым и незамутненным душам. Спрямляя долгие версты до школы, ребятишки находили в овражке камушки, на которых словно бы проступал узнаваемый образ. Ни одного «свидетельства» не дошло до наших времен. Потому что дети росли, их глаза переставали быть зеркалом души, и чудо-камушки превращались в обыкновенные булыжники.

До ближайшей деревни отсюда около километра. Если вслушаться в тишину, то сквозь стрекот кузнечиков в высокой траве, пахнущей кашкой и чабрецом, можно уловить весёлое журчание ручейка, петляющего по дну овражка. Его питает родник, который в народе назвали Явленным. Светлые струйки четырёх ключей сливаются в единое русло и скрываются в зарослях ежевики. Обжигающе холодная в любую жару, вода утоляет жажду и, по местным поверьям, обладает целебной силой.

Много лет прошло с тех пор, когда пастушок набрёл в овражке на большой камень, окроплённый капельками влаги. Полдневная жара сморила мальчишку и, прислонившись к холодной глыбе, он задремал. То ли во сне, то ли наяву привиделась ему Богородица, указывающая перстом на камень. Поднатужившись, пастушок сдвинул его, и... забил на том месте живительный источник.

В журчании ручейка , если вслушаться, слова заговора, который знали наши предки.

Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, в чистое поле; в чистом поле бегут три реки: первая – Варвара, вторая – Настасья, третья – Параскева. Обмывают эти реки пенья, коренья, белые каменья, и круты берега, и желты песка… Чтобы не болело, чтобы не щемило ни день, ни ночь, ни часу, ни минуты, во веки веков, аминь!


Картина шестая. Прощальная.


На берегу Хопра у старого моста готовятся к отплытию лодки и катамаран.

Сплавы по реке стали любимым видом отдыха местных «робинзонов».

Историческая справка.

Хопер – самая экологически чистая река Европы. Левый приток Дона. Протяженность 979 километров, в Пензенской области – 185 километров.

Гидроним известен по письменным источникам XII века как Копор, Хопортъ, возможно, скифско-сарматского происхождения: пората – «река». Позже к нему добавился термин хыу (башкир.) – «река».

Хыупората – Хопер.

Скорость течения – 0,2 – 0,3 м/с. В половодье возрастает до 1 м/с.

У тихой реки бывает буйный нрав. В 2006 году она с легкостью сломала монументальную плотину.

И напоследок о бытовом райдере.

Проезд от Пензы до Беково на «маршрутке» обойдется в 300 рублей.

Утомившись, усталый путник может подкрепиться в кафе. В районном центре их четыре. Кормят по-деревенски сытно и относительно недорого. Если туристы предпочтут завтрак на траве, в магазинах прекрасный выбор полуфабрикатов. Шашлык с дымком - настоящий смак. 

В Беково есть небольшая гостиница, и комнату на ночлег найти можно. Вот только настоящие «робинзоны» предпочитают спартанскую жизнь: палатку, дымок костра, тихий перебор: пой, гитарная струна!

Изгиб гитары желтой

Ты обнимаешь нежно.

Струна осколком эха

Пронзит тугую высь…

С правого берега Хопра, как на ладони, памятник природы – дубрава, где сохранились деревья, которым более века.

Историческая справка

В Бековском районе имеется 10 озер с общей площадью зеркала 39,6 га, много родников.

К сосновому массиву примыкает озеро площадью зеркала 1,2 га и дубрава.

Деревья здесь растут редко, возраст 100 лет, высота 22 метра, диаметр 40 см. В подлеске черемуха, клен татарский, шиповник.


 


Последние новости