Ключевым событием Проекта станет Форум многодетных семей «Россия, мы – твоя семья», посвященный деятельности общественных формирований многодетных семей.
В данной связи, Главное управление МЧС России по Пензенской области напоминает требования пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в весенне-летний пожароопасный период во избежании пожаров
Подводя итоги работы регионального правительства, он отметил, что одним из вызовов прошедших двух лет стала эпидемия коронавируса, подчеркнул, что именно совместные слаженные действия позволили снять ковидные ограничения.
Годы берут своё. Под тяжестью прожитых лет сгибается спина, походка теряет былую уверенность, и силы в руках уже не те. Забываются мелочи, без которых человек становится беспомощным. Но, удивительное дело, чем дальше сороковые роковые, тем чётче лица и события, острее память.
Михаил Михайлович сглатывает горькую слюну от появившегося во рту ощущения ядреного табака. Первой и последней папиросы, выкуренной после налета мессеров на понтонную переправу через реку Прут. Он словно бы видит руки пожилого гвардейца, угостившего его цигаркой, старавшегося унять дрожь в пальцах глубокими нервными затяжками. Их спасение было чудесным провидением судьбы.
В 1943-ем Михаилу исполнилось восемнадцать. Многодетная семья Столяровых тогда жила в Яковлевке. Отец, вернувшийся с Гражданской войны инвалидом, по здоровью в колхозе работать не мог, зато искусен был в портняжном деле. Если заказов было много, старшие дети помогали Михаилу Ивановичу. Тем и кормились.
Повестка не заставила себя ждать. Собрали новобранцев на сборном пункте, военком каждому пожал руку: «Вы, главное, не дрейфьте, ребята!». Говорил, а сам отводил глаза, ведь похоронки с фронтов шли пачками, почтальоны отказывались сообщать родным страшные вести, извещения о гибели направляли в сельсоветы.
Михаила направили в Селиксы, определили в учебно-тракторный полк. В тяжелой артиллерии не хватало командиров тяги. В учебном батальоне он получил и водительские «корочки».
Им, еще не понюхавшим пороха, хотелось на фронт. Под Сталинградом окружили и разбили армии фельдмаршала Паулюса. Период великого отступления закончился. Непобедимая фашистская машина стала давать сбои. А вдруг выбросит Гитлер белый флаг, выйдет приказ о демобилизации… Им хотелось вернуться домой героями, чтобы либо голова в кустах, либо грудь в крестах.
Но до конца войны было ещё ох, как далеко! Успел Михаил Столяров проверить поговорку «Из огня да в полымя» на собственной шкуре. Фильмы про войну сегодня снимают с разными спецэффектами, но даже в самом страшном кино не увидишь таких, какие «эффекты» видел наяву ветеран.
Состав, в котором перевозили солдат, дважды попадал под бомбёжку. Из теплушек, объятых пламенем, выскакивали люди в горящих шинелях. Перед лицом смерти все равны. Испытывая ужасные муки, люди в панике бежали, куда глаза глядят.
- Мы догоняли эти живые факелы, сбивали снегом пламя, приводили в чувство, - рассказывал Михаил Михайлович. – Главное, сохранить спокойствие, а сделать это было очень трудно. Кругом стоны, крики, скрежет металла… Утром – обугленные головёшки вдоль насыпи, которые надо было идентифицировать, чтобы отправить домой похоронки.
Воевал солдат и не знал, что беда вошла и в их семью: дома безутешно оплакивает сыновей, братьев Михаила, мама. Фёдор погиб под Москвой, Александр – в Украине.
В 1944-ом, когда открыли второй фронт и союзники стали оказывать помощь советской армии, Михаил перегонял американские грузовики. Артиллерийская бригада, в которой он служил, дислоцировалась в Коломне. Полковник Аникеев, которого бойцы называли «батей», просился на передовую, наконец, его рапорт в штабе удовлетворили и он дал «вольную» Михаилу. На своём последнем студебеккере Столяров исколесил все военные дороги Украины, Молдавии, Польши.
На одной из них заглянул фронтовой водитель в глаза смерти. Косая посмотрела на него пристальным взглядом и…прошла мимо. А было это так.
Михаил вёз на передовую провиант. Война войной, а голод не тётка. Давил на газ, стараясь поспеть к обеду: без горячего солдату туго. И вдруг на небе появилась черная точка. По гулу определил: мессер. Заметив машину, немец начал охоту. Он словно играл с этим русским парнем, вжавшимся в баранку, как кошка с мышкой, оттягивая момент нажатия на гашетку. Заходя на очередной круг, летчик даже помахал рукой: капут, мол, тебе пришёл. Но и Михаил был не лыком шит. Резко затормозив, он выскочил из кабины и скатился в кювет. В этот момент стрелок выпустил первую очередь. Задний борт разнесло в щепки. Ударной волной солдата контузило. Ни воя мессера, пикирующего на ближайший лесок, ни последующего за этим взрыва Столяров не услышал. Заигравшийся немецкий асс свалился в пике и не смог вывести из него самолёт.
Михаил Михайлович дошёл до Берлина. В самом логове фашистов был ранен. Присоединившись к пехотинцам, штурмовавшим рейхстаг, выбивал из фрицев «акт о капитуляции». Пуля-дура прошла по касательной, но задела сосуд. От госпитализации отказался наотрез, и, едва санитары наложили повязку, вернулся в строй.
На стене рейхстага осталась подпись «А мы из Пензы!»
- Нас, пензенцев, окончивших «великий поход» в Берлине, было много. И, конечно, каждому хотелось оставить память о том, кто похоронил войну в самом её логове. Я тоже приложил руку к этому событию. На авторстве не настаиваю, но всё может быть.., - улыбается ветеран.
За штурм рейхстага Столяров награждён орденом Красной Звезды. Солдату тогда исполнилось всего двадцать лет.